В пустыне Наска, в Перу, в древности были прорыты огромные борозды, до сотен метров в длину. Стоя на земле, невозможно представить себе их предназначение. Но если посмотреть на них с высоты птичьего полета, то линии складываются в огромные изображения птиц, обезьян и других животных. В наше время, официально были обнаружены при полетах над плато в первой половине XX века. В 1994 г. внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Гипотез происхождения этих рисунков достаточно много, но до сих пор ни одна из них не подтверждена. В популярной литературе можно встретить домыслы о том, что полосы в пустыне Наска предназначены для посадки инопланетных космических кораблей, ведь до начала XX века человечество было не способно к полётам. При этом остаётся необъяснённым, зачем инопланетянам, способным преодолевать световые годы межзвёздных пространств, вообще нужны взлётно-посадочные полосы.
Есть версия, что животные и птицы являются предшественниками полос: многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачёркивая их. Очевидным выводом из этого является то, что роспись пустыни выполнялась в два приёма.
Вполне, даже вероятно, что представитель культуры наска могли быть астрономами-наблюдателями, — по крайней мере, по мнению доктора Филлиса Питлуги (астронома чикагского планетария). После интенсивного изучения взаимного расположение звёзд в Наска с применением компьютерных методов она пришла к выводу, что знаменитое изображение паука задумано как диаграмма гигантского звёздного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигуры прямые — как стрела, линии характеризуют изменение склонения трёх звёзд в Поясе Ориона.
Однако, стоит заметить, что утверждение о том, что рисунки видны только с воздуха носят несколько спекулятивный характер. По одной из проверенных экспериментально версий, рисунки могут быть видны с земли опосредованно. В одном из экспериментов в канавки закладывался горючий материал. При поджоге которого, в безветренный день (или, скорее, допустим, на рассвете), дым формирует на небе изображение нарисованной фигуры. Если предположить, что есть соответствие рисунков расположению на небе определенных созвездий в определенное время, то можно более определенно говорить о причинах создания и методике использования рисунков, причины здесь могут быть как ритуальные, так и, опять же, календарные. Что, в целом, согласуется с выводами Марии Райхе. |