Жак-Ив Кусто
|
11 июня 1910 года родился Жак Ив. Он с раннего возраста полюбил море и быстро научился плавать. Во многом это было обусловлено тем, что семья Кусто много путешествовала, а юный Жак страстно изучал все вокруг: запоминал, оценивал и испытывал. Вода с ее сложным характером, сосредотачивающим безмятежность и неистовство, очаровала мальчика. Было в ней что-то магическое. В возрасте семи лет Жака поражает серьезный недуг. Воспаление тонкой кишки, иначе говоря энтерит заставило мальчика сильно потерять в весе. Большие физические нагрузки были противопоказаны, однако это не остановило Кусто плавать и даже, вопреки мнению некоторых специалистов из области медицины, пошло ему на пользу. Семья Кусто отправилась в Нью-Йорк. Братья Кусто научились бегло и уверенно говорить по-английски, кроме того, именно там им удалось совершить свои первые погружения.
В 1936 году Кусто устраивается на работу инструктором на крейсер "Сюфрен". Коллеги отзывались о нем очень лестно, называя его прекрасным педагогом и надежным товарищем, но сам Жак Ив мечтал о большем. Как-то раз, опробовав, купленные в силу внезапно возникшего порыва, очки для подводного плавания, Кусто наконец понял, чему он хочет посвятить свою жизнь. Вплоть до Второй мировой войны не прекращались его эксперименты с подводной экипировкой. Повстречавшись с единомышленниками в лице Фредерика Дюма и Филиппа Талье, Жак проводит экспериментальные погружения с использованием маски, трубки и ласт. 1943 год все изменил. Жак Ив Кусто, будучи к тому времени в звании капитана, совместно с инженером Эмилем Гальяном изобретают первый эффективный и безопасный аппарат для подводного дыхания, в основе которого легла технология открытой системы дыхания на сжатом воздухе. Этот аппарат стал известен всему миру как акваланг. Разумеется, Кусто был первым испытателем. Желание увидеть воочию мир рыб и побывать в нем на праве гостя не смешные несколько минут, а совершить настоящее путешествие на глубину пересилило все сомнения и страхи. Разработанный прототип акваланга позволил погрузиться на глубину до 70 метров без каких-либо вредных последствий. Вскоре, уже после Второй мировой войны, Кусто и Гальян основывают фирму La Spirotechnique , переименованную в последствии в Aqualung. В 1946 году запускается массовое производство аквалангов. Изобретение акваланга позволило проводить длительные подводные исследования, что сыграло решающую роль в развитии океанологии. Воодушевленный идеей досконально изучить морских обитателей и окружающую их среду, Кусто стал адаптировать всю имеющуюся и доступную на тот момент технику для соответствующих наблюдений. Так появились фотоаппараты и видеокамеры для подводной съемки, водонепроницаемые осветительные приборы и оборудование по передачи теле и радио сигналов. В 1950 году Кусто обзаводится судном "Калипсо", списанным минным тральщиком, который был приобретен ирландским миллионером Томасом Лоэлом Гиннесом и отдан Жаку Иву в финансовую аренду за символический франк. Судно было переоборудовано для подводных экспедиций и съемок. Начался золотой век исследований Кусто. Его командой была проведена колоссальная работа по изучению историко-культурного наследия морских держав античности, впервые за всю историю океанологии состоялась фотосъемка дна на глубине более семи тысяч метров. Вместе с тем, данные полученные в ходе исследований Кусто позволили существенно обогатить сведения о рыбах и других жителях океана, что вывело ихтиологию на новый уровень.
В 1957 году Жак Ив становится директором океанографического музея Монако, что следует расценивать как проявление международного признания профессионализма Кусто. Тем не менее, он не остановился на достигнутом и продолжал трудится не покладая рук. Два следующих фильма лишь закрепили репутацию Кусто как выдающегося исследователя. "История красной рыбы" и "Мир без солнца", при съемках которого использовались батискаф и небольших размеров подводная лодка, были высоко оценены критиками и принесли множество наград, среди коих оказался еще один Оскар. В общем и целом, Кусто принял участие в съемках более пятидесяти научно-популярных фильмов об океане. В семидесятые годы Кусто создает общество по охране морской среды. Уже тогда Жак размышлял о модификациях судовых двигателей, позволяющих хотя бы отчасти работать от энергии ветра. Результатом многолетних Воплотить в жизнь эту идею удалось лишь в 1985 году, когда в арсенале команды Кусто появляется яхта "Алисион", оборудованная созданным Кусто турбопарусом. В 1979 году семью океанографа постигает большое несчастие. Младший сын Кусто, Филипп погибает на съемках очередного фильма отца. Его могилой стал разбившийся гидросамолет "Каталина". Занавес двадцатого века приносил Жаку Иву Кусто преимущественно только огорчения. Рак унес из жизни супругу Симону Мельхиор. На самого Кусто сыпались обвинения в неуплате налогов, а после второй женитьбы, Жак был вынужден в судебном порядке бороться со своим сыном Жаном-Мишелем, который в своей коммерческой деятельности активно использовал фамилию Кусто, чем волей-неволей серьезно осложнил жизнь отцу.
|
|